Жизнь школы

 

Диалог с психологом

__________________________________________________________________________________________

 

Педагоги - психологи школы:
Доронина Татьяна Сергеевна и Кроль Ольга Витальевна
График работы психологической службы:
Понедельник-пятница с 9.00 до 14.00 часов
Надеемся на плодотворное сотрудничество.
 

Диалог с психологом


Отправить свое обращение психологу Вы можете посредством Интернет-приемной (обратная связь). Мы опубликуем Ваше обращение и ответ на него

.

Я согласен(а) на обработку моих персональных данных

Внимание: при отправлении сообщения Вы даете согласие на обработку и использование своих персональных данных!

 

Ранее присланные вопросы и ответы на них

 

Вопрос: Здравствуйте! Моему ребенку скоро исполнится 6 лет, нужно ли учить его читать до школы? (15.09.2017)

Ответ: Если ребенок дошкольного возраста выделяется сообразительностью, стремится учиться читать, не испытывая слишком сильного давления со стороны взрослых, то совсем неплохо обучить его этому. Однако условия, заключенные в слове «если», достаточно серьезные. Немногие родители способны заниматься со своими детьми, не проявляя неудовольствия и разочарования при виде неудач, даже вполне естественных для маленьких детей. Обучение ребенка должно начинаться в том возрасте, в котором существует наибольшая потребность в чтении.
Не стоит впадать в панику, если ваш дошкольник еще не хочет читать. Самый лучший вариант: обеспечить своего ребенка интересными книгами, различными игрушками с печатными текстами, чтобы вы могли читать их ребенку и отвечать на его вопросы, развивая при этом интерес к процессу чтения, любознательность. (16.09.2017)

 

Вопрос: Меня зовут Наташа, я учусь в нашей школе. Последнее время в школу идти не хочется, хотя мне там нравится, и учиться и учителя у нас хорошие. Понимаете, в классе у нас есть одна девочка, мы были с ней лучшими подругами. Я считала ее своей лучшей подругой. Она говорила, что я у нее тоже лучшая подруга. Но это, наверное, не так. Она просто использовала меня всегда для учебы. И если мне не удается подсказать ей на уроке или дать списать, то она настраивает класс против меня и обзывается.
Мало, кто против меня, но все же это неприятно. Говорят, что не стоит обращать на нее внимание, но я так не могу, переживаю, даже плачу. Может мне перейти в другой класс или даже школу? Не очень хочется. Что мне делать, подскажите, пожалуйста.
(26.09.2017)

Ответ: Я понимаю, Наташа, как тебе сейчас трудно. Думаю, что вам с подругой надо просто серьезно поговорить. Постарайся объяснить ей, что тебя тревожит в ваших отношениях, выслушать ее, понять причину ее поступков. Возможно, вы просто не поняли друг друга, обиды ваши беспочвенны и напрасны. Вы же непросто подружились, у вас же есть что-то общее, какие-то интересы. Поговорите, улыбнитесь друг другу, и все будет хорошо.
Если же диалог между вами не состоится, - обидно. Грустно, когда не складываются отношения с подругой. Но друг ли она тебе? Тебе хочется рядом иметь человека, который использует тебя, оскорбляет, на которого нельзя положиться? Думаю, что нет. Поэтому оглянись вокруг. Наверняка в твоем окружении есть люди, которые хотят и умеют дружить.
И не делай глупостей. В другом классе, школе учатся тоже очень разные люди, могут возникнуть такие же проблемы. Не жди, что кто-то избавит тебя от них, ты должна с ними справиться сама. Пройдет время, и поймешь, что, может быть, не все так плохо, что тебя окружает много хороших людей.
Наташа, я буду рада видеть тебя и твою подругу у себя в кабинете. Заходите, поговорим, все обсудим и найдем выход из любой жизненной ситуации. (27.09.2017)

 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Стала замечать, что мой сын-подросток как бы стыдится появляться на людях со мной вместе (идет впереди или отстает, делает вид, что мы не вместе). Нормально ли такое поведение? Или во мне что-то не так, обидно как-то. Спасибо заранее за ответ. (05.10.2017)

Ответ: Я понимаю ваше беспокойство. Но вспомните, что подростковый возраст – это период взросления человека. Каждому ребенку хочется быть взрослым, а подростку очень и очень хочется. Да он таким себя и считает. Школьников такого возраста просто возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. В том числе прогулка с родителями. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации не стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители - малое дитя. И осуждать его за это, думаю, не надо. Ваши взаимоотношения с сыном, основанные на взаимной любви, восстановятся через несколько лет, но будут носить уже несколько другой характер. (06.10.2017)

 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Вам пишет подросток. У меня нет друзей, посоветуйте, как завести друзей, как научиться нравиться людям. Все мои попытки заканчиваются ничем (быстро «раздруживаемся»), хотя вроде есть всегда, о чем поговорить, чем заняться. (16.10.2017)

Ответ: Я с удовольствием попытаюсь ответить на твой вопрос, потому что это не только твоя проблема. Такие же трудности есть у многих твоих сверстников. Причин может быть много, но хочу обратить твое внимание на одну.
«Лучший способ найти друга – самому быть хорошим другом». Это старая пословица, но она актуальна и сейчас. Ты какой друг? Как ты относишься к другим людям? Понимаешь, большинство людей испытывают чувство неполноценности и неуверенности в себе. Тебе нужно понять и запомнить этот факт, и это поможет тебе узнать секрет успеха человека в обществе. Никогда не насмехайся над людьми. Пусть они знают, что ты уважаешь и принимаешь их такими, какие они есть, что все они важны для тебя. Постарайся понять чувства другого человека, при необходимости встань на его защиту. Думаю, что кто-то в ответ отнесется к тебе так же. Поддержка и взаимопонимание - это и есть основа настоящей дружбы. У тебя обязательно все получится, если захочешь, конечно. (17.10.2017)

 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Моей дочери 11 лет. В последнее время я ее не узнаю. Всегда спокойная, доброжелательная все чаще говорит о детях плохо, злится, в школу идет не так охотно. После беседы «по душам», я поняла, что одноклассники (не все, конечно) стали дразнить ее из-за излишней полноты. Все мои объяснения, что к своему телу нужно относиться любя, каким бы оно не было, а дразнилки не замечать или просто отшучиваться, оказываются бесполезными. Что делать? (21.10.2017)

Ответ: В этом возрасте не замечать в свой адрес любое негативное замечание просто не возможно. Поэтому что-то действительно надо делать.
Вам, родителям, давно надо было обратить внимание на полноту девочки и принять меры, а не дожидаться, пока ее начнут дразнить одноклассники. И здесь важно понять причину ее полноты. Если это элементарная лень и любовь к сладкому, то мягко надо посоветовать девочке похудеть, используя те методы, которые хороши для этого возраста: сбалансированное питание, занятия спортом, плаванием, танцами, катание на лыжах, коньках, прогулки по вечерам, стакан кефира на ужин. Желательно все это делать вместе с вами. Вся семья должна девочку поддержать.
Если же полнота – проявление болезни, то любые рекомендации неуместны без вывода медиков. Поэтому начать нужно с визита к эндокринологу. Если врач не найдет никаких патологий, то можно предположить, что ее избыточный вес связан с неправильным питанием. Если врач диагностирует заболевание, девочке необходимо помочь и с помощью медицины, и морально поддержать ее. (22.10.2017)
 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Надо ли наказывать детей? (01.11.2017)

Ответ: Нужно понимать, что все дети, начиная с раннего детства, стремятся к самостоятельности во всем. По мере взросления тяга эта только увеличивается - и это абсолютно нормально. В том, что дети хотят большей независимости от взрослых, и заложена основа их развития. Но поступки, которые они совершают при поиске границ самостоятельности, далеко не всегда могут нас радовать. Более того, иногда они совершенно выходят за рамки дозволенного в обществе или отдельно взятой семьи.
Наказание это, по сути, и есть определение этих рамок ограничения для ребенка в принятии решений. Однако оправданы они только в том случае, если все другие воспитательные меры не имели успеха.
Наказания могут привести к хорошим результатам, если в воспитательной системе семьи они занимают незначительное место, бывают действительно заслуженными и при этом не отнимают у ребенка ощущения, что его любят и желают ему успеха. (02.11.2017)
 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Мне кажется, что дети с уважением относятся к строгим учителям. Почему? (15.11.2017)
Ответ: Полностью согласна с вами. Учителя, которые поддерживают порядок на уроках, чаще становятся уважаемыми преподавателями.
Учащиеся почти всегда любят учителя, который может контролировать ситуацию в классе без излишней агрессивности и нажима.
Первая причина такого отношения детей связана с тем, что порядок создает ощущение безопасности. Когда ситуация в классе выходит из-под контроля, особенно в начальной школе, дети чаще всего начинают бояться друг друга. Если учительница не может заставить класс правильно вести себя, то, как она сумеет помешать кому-то вытворять безобразия (дразниться, драться, кричать и т.п.)?
Вторая причинав справедливости. Если кто-либо нарушил правило, дети хотят немедленного наказания. Они поддерживают учителя, который может приводить в действие основанную на равных правах и обязанностях систему правил поведения. И, наоборот, учительница, которая не контролирует ситуацию в классе, допускает возможность отстраниться от совершаемых нарушений, не может пользоваться уважением учеников, так как нарушает основы системы ценностей, в которой существуют дети.
Третья причина связана с тем, что хаос на уроках создает в классе нервозность. Крики, драки и неразбериха кажутся детям забавными примерно в течение десяти минут. На смену веселью приходит замешательство, которое вызывает чувство усталости и раздражения.
Думаю, что именно поэтому школьники за поддержание дисциплины в классе. (16.11.2017)

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Мне почти 14 . Я не похож на взрослого, а мои одноклассники вроде похожи. Некоторые смеются надо мной, что я маленького роста, худой, а некоторые просто издеваются. Я когда-нибудь буду расти побыстрее? (25.11.2017)
Ответ: Конечно. Думаю, что очень скоро. Ты сейчас находишься в подростковом возрасте, когда происходит переход от детства к взрослости. И все, что с другими подростками происходит, произойдет и с тобой. У некоторых это наступает раньше, у других позже. У каждого есть свои внутренние часы. Поэтому не расстраивайся, если твои друзья изменяются быстрее, чем ты. Это не значит, что они лучше тебя. Просто они другие.
Наступит то время, когда ты начнешь очень быстро расти. Это то, что часто называют скачком роста. За короткое время ты можешь вымахать на несколько сантиметров, и в течение некоторого времени будет казаться, что тело состоит только из руки ног. Начнут расти мышцы, станет шире грудная клетка и, наверное, ты прибавишь в весе.
Все у тебя будет хорошо. (26.11.2017)

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Я для сына стала совсем не авторитет. Спорит со мной по каждому поводу, отговаривается, не слушается, иногда даже подсмеивается надо мной (что-то не знаю в телефоне, сказала не так и т.п.), такое ощущение, что все старается сделать наоборот. Что я сделала не так? (10.12.2017)
Ответ:
Мне трудно сказать, что вы сделали не так, потому что я не знаю вас и не имею представления даже о возрасте вашего ребенка. Поэтому предлагаю просто поговорить о родительском авторитете.
Авторитет родителя, учителя может быть чисто формальным, т.е. определен социальной функцией: если я учитель или родитель, то ты обязан меня слушать и уважать. С возрастом он начинает плохо срабатывать.
Чем старше ребенок, тем больше мы нуждаемся в новом типе авторитета – функциональном, основанном на эрудиции, компетентности, успехах в деятельности. Этот авторитет особенно нужен родителям и педагогам, поскольку первые, по мнению взрослеющих детей, « отстали от жизни», а вторые « ничего не знают, кроме своего предмета».
Лучше всего для нас, взрослых, если удается овладеть высшим типом авторитета – личностным, личным. Слагаемые такого авторитета являются, казалось бы, очень простые: качество и количество контактов, информированность в делах других, понимание личной жизни детей, активность в самосовершенствовании и совершенствовании окружающей действительности.
От власти принуждающей, вознаграждающей, легитимной (изначально данной), экспертной (на преимуществе знаний, информационной мы должны перейти к власти референтной. Эта власть целиком и полностью связана с тем, что человека выбрали в качестве эталона и согласны поступать с его установками, не подвергая их сомнениям.
Эмансипация, отчуждение взрослеющих детей – реально существующее явления. И чтобы они не приняли болезненный характер, важно менять родительскую позицию. Путь здесь один – снижать роль власти и поднимать роль авторитета. (11.12.2017)

Вопрос:
Татьяна Сергеевна! Как восстановить нормальные отношения с ребенком после того как он был наказан (самой подходить не хочется первой, а сын «дуется»)? (29.12.2017)
Ответ:  Ничего страшного, если вы и возьмете на себя эту миссию – подойдите к ребенку, поговорите…Можно просто так, о чем-то не относящемся к недавнему событию.
Если вы не сдержались и накричали на ребенка, то стоит извиниться. Вы не упадете в его глазах – совсем наоборот, ведь только действительно умные, справедливые люди могут извиняться. Объясните, почему вас так возмутил поступок, почему вы так вышли из себя. Больше старайтесь говорить о своих чувствах, а не о поступке, который уже совершен.
Не стоит постоянно напоминать ребенку о его промахах. Напротив, стоит проявлять доверие и в следующий раз.
Демонстрируйте ребенку свою любовь, не зависящую ни от чего. Это главное условие воспитания и залог того, что ребенок будет стремиться быть лучше. (30.12.2017)

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Я с мужем развелась три года назад, с дочкой видеться не запрещаю. Сейчас встретила хорошего мужчину, пытаемся с ним строить отношения. Но что-то происходит с дочкой, после каждого его посещения, она становится беспокойной, спит плохо, ходит за мной по пятам, то и дело спрашивает: «Мамочка, ты меня любишь? А ты никогда меня не бросишь?» Что делать? (17.01.2018)
Ответ: Я думаю, что ваша дочь не хочет мешать вашим отношениям. Но очень боится, что может перестать быть для вас значимой, боится, что «место №1» в вашем сердце займет чужой мужчина. А наше тело и психика - единое целое. Вот подсознание и подсказывает ей отвлекающий маневр: плохой сон, отказ от еды, плохое настроение, возможно даже «уход в болезнь». Мальчики могут выбрать стратегию «плохого поведения» - курение, воровство, проблемы в школе. Цель у детей одна: привлечь к себе внимание мамы.
Если родители разошлись, очень важно, чтобы ребенок оставался для мамы на первом месте, а новый партнер – на втором. И это ребенок должен знать!
Малыш или подросток должен быть уверен, что он очень важный человек для матери и всегда им останется. Об этом надо говорить ребенку! Рассказать ему о том, что жить в одиночестве тяжело, что женщины и мужчины создают пары, и это хорошо, правильно, но для матери ребенок все равно важнее и что она будет любить его всегда. Как только ребенок поймет это, он обязательно успокоится. Наладятся взаимоотношения и все у вас будет хорошо. (19.01.2018)

 

Вопрос: Татьяна Сергеевна! Мне всегда казалось, что я хорошо знаю своего ребенка. Сейчас мне иногда кажется, что передо мною незнакомец; мысли его неуловимы, поступки часто необъяснимы, даже с его характером не могу разобраться. Очень хочется знать, что надо знать о своем ребенке? (25.01.2018)
Ответ: О ребенке нужно знать все! А поскольку это практически невозможно, надо стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что любит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему никогда на справиться, во что он верит и в чем сомневается…
Однако из этого большого выбора сведений о ребенке можно выделить и самое важное: состояние его здоровья, темперамент (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик), эмоциональная стабильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость), замкнутость или общительность, направленность личности (личностная, деловая, коллективистская).
Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направлениность - личная, мальчику 13 лет.
Как это будет проявляться в его поведении, деятельности и общении с окружающими? Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не водит шумные компании, любит читать, мастерить. Не бегает из дома.
Но есть у вас и повод для беспокойства. У него мало друзей, он болезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым. Не любит, когда вовлекают его в общественную работу.
Что вы предпримете? Начнете перевоспитывать? Не стоит этого делать. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствует именно проявлению тех личностных свойств, о которых я упомянула. Зная особенности типа темперамента, его свойств (экстраверсия – интроверсия, невротичность – стабильность) и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании. (27.01.2018)

 

Вопрос:Татьяна Сергеевна! Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека? (07.02.2018)
Ответ: Нужно:
- Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
- Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
- Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить прежде всего себя.
- Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
- Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
- Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя:
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
- Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
- Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили,- он вас об этом не просил.
- Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
- Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
- Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
- Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, школу, бабушек и дедушек. (10.02.2018)

 

Вопрос: Я не учусь в вашей школе, но мне нравится рубрика «диалог с психологом». Хочу задать свой вопрос. В последнее время навалилось что-то все на меня, ничего не успеваю, устаю, грублю родителям, ссорюсь с друзьями. Настроение «ноль». Как справиться с плохим настроением и как-то успокоиться? Спасибо за понимание. (21.02.2018)
Ответ: Извините, не знаю, как к вам обратится, но знаю точно, что это бывает со всеми время от времени. Усталость, внезапно накатившееся чувство одиночества, накопившиеся неудачи – что угодно может выбить из колеи даже самого стойкого человека.
Что же делать в этом случае?
• Попробуйте с кем-нибудь поговорить (подругой или другом, мамой, сестрой или братом). Другой взгляд на то, что вас беспокоит, поможет вам почувствовать себя лучше.
• Вы можете записывать то, что вы чувствуете – это прекрасная терапия. Выплесните чувства на бумагу и, если они вам не нравятся, скомкайте, разорвите, выбросьте написанное.
• Позвольте себе сделать то, что вы чувствуете: если вам хочется плакать, кричать, поколотить подушку, посмотреть старые фильмы, сделайте это.
• Попробуйте все старые хорошие методы снятия стресса – ванна, йога, спорт, прогулки и т.п.
• Послушайте любимую музыку. Если это энергичная музыка, потанцуйте и от плохого настроения не останется и следа.
• Займитесь уборкой. Уборка в квартире чудодейственным способом убирает и дурные мысли у нас в голове. Не верите? Проверьте!
…Не грусти, потому что дано тебе жить,
Любоваться восходом, росой умываться.
Перестань все роптать и без повода ныть,
Научись каждым часом, мой друг, восхищаться! (23.02.2018)

Вопрос: Скоро выпускные экзамены. Как мы, родители, можем помочь справиться с волнением нашим детям? (07.03.2018)
Ответ: Для начала необходимо разграничить два разных случая: если ребенок плохо учился весь год (с «двойки» на «тройку»), то его волнения вполне обоснованы. Тут родителям не о волнении думать надо, а о том, как «дырки» в знаниях залатать.
Другое дело, когда страх «нападает» на вполне успевающего ребенка. И даже отличники перед экзаменом чувствуют волнение и неуверенность в своих силах. И как ни странно, виноватыми в этом часто оказываются именно любящие родители. Считая, что ребенок недопонимает всей ответственности, они начинают его «дергать», постоянно напоминая, что может произойти если… И добиваются своего: волнение мешает сосредоточится, собраться мыслями. Бывает, что от страха вообще все «вылетает» из головы – вроде бы учил, но ничего не помнит.
Отсюда вывод: ни в коем случае не показывайте своего волнения (демонстрировать полное равнодушие тоже не стоит – ребенок может подумать, что родителям до него нет никакого дела). Гораздо лучше – поддерживать его, вселять уверенность в успехе.
Не стоит каждые десять минут напоминать ребенку, чтобы он занимался, а не мучился «дурью». Помогите организовать такой режим дня, чтобы в нем было и четко указано время уроков и время отдыха. Нельзя пересиживать, поскольку эффективность занятий от этого не увеличивается. Важно, чтобы во время подготовки он не отвлекался и не терял время даром.
Не забывайте о том, что прогулки на свежем воздухе повышают тонус, поднимают настроение и способствуют эмоциональной разрядке.
Ночью – спать! Иначе сбивается сна и бодрствования, а это напрямую отражается на самочувствии и здоровье.
И… никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Способности у всех разные, а дети переживают свое поражение в соперничестве гораздо тяжелее, чем взрослые. Проще говоря, ни одна пятерка не стоит загубленного здоровья. Трезво оценивайте способности своего ребенка.
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам – это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. (10.03.2018)

Вопрос: Как правильно организовать подготовку к экзаменам? Времени все меньше остается, а волнений все больше. (17.03.2018)
Ответ: ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы, Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.
• Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Для этого необходимо дать установку себе на « добро», на положительный исход ситуации: «Я знаю, я смогу, я справлюсь...»
Эта формула успеха должна войти в самые глубокие слои подсознания, и тогда других вариантов не будет. И вы справитесь: напишите, решите, вспомните...
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах. (19.03.2018)

Вопрос: Говорят, что перед экзаменом лучше ничего не делать. Правда ли это? (23.03.2018)
Ответ: НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА
• Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Накануне экзамена в расслабленном состоянии мысленно пройдите весь путь от дома до места сдачи экзамена, представьте доброжелательные лица преподавателей, одноклассников, свой успешный ответ, состояние радости и удовлетворения, возникшее после сдачи экзамена.
В день сдачи экзамена мысленно вернитесь к этому состоянию, волнение утихнет. (25.03.2018)

 

Вопрос: Что делать, если на экзамене растеряешься и ничего не вспомнишь? (02.04.2018)
Ответ: ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе — они доступны для тебя!
Итак, позади период подготовки, Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Не торопись действовать, если вами движут раздражение, гнев, волнение...
Положи на стол тестовое задание, постарайтесь успокоиться, а для этого сделайте несколько упражнений:
1. Дыхание. Медленно втягивайте воздух носом так, чтобы максимально заполнить легкие. Задержите дыхание на несколько секунд и медленно выдыхайте воздух через рот (3-5 раз).
2. Массаж руки: мизинец, безымянный палец, точка между большим и указательным пальцами, запястье. «Правши» массажируют левую руку правой, а «левши» наоборот.
3. Ладони рук сжать в кулак как можно сильнее, а затем расслабить.
4. Потрясти руками как «уставший пианист».
5. Сидя на стуле, напрячь ноги, поставив их на носки, а затем расслабить.
6. Напрячь ноги, поставив их на пятки, расслабить.
7. Сидя на стуле, поднять обе ноги, поставив их параллельно полу, медленно опустить на пол.
8. Поднимая плечи, попытайтесь достать мочки ушей, затем отведите плечи назад до упора и до упора опустите их.
9. Перекаты головы. Упираясь подбородком в грудь, а затем затылком в спину, делаем перекаты головы слева направо и наоборот.
Все упражнения выполняем 3-5 раз.
Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст задании и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. Удачи тебе! (03.04.2018)